Изобразительное искусство

 Работа уч-цы 4Б Толкачевой МиланыУчителем изобразительного искусства  я работаю в ГБОУ СОШ №914 с 1997 года. Предмет «Изобразительное искусство» - это особый школьный предмет. По моему мнению, главной его задачей являлось и является формирование духовной, нравственной личности, чем бы она не владела ОУУ или УУД. Ведь самые бесчеловечные изобретения на земле были созданы людьми образованными. Только если знаниями владеют люди способные к любви, милосердию, они принесут реальную пользу, а не превратятся в кошмар для человечества. Воспитание в учениках высокой нравственности, эмоциональной чуткости считаю главной моей задачей и задачей изобразительного искусства.

Я преподаю этот «особенный» предмет в общеобразовательной школе 16 лет. Главные вопросы, которые я ставлю перед собой как учитель, неоригинальны. Чему учить? Как учить? И какой я ожидаю результат? О главном задаче моей педагогической деятельности я сказала выше. Остаются два не менее важных вопроса:

Чему и как учить детей в рамках предмета «Изобразительное искусство»?

В своей работе я использую программу Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»[1]. Именно эта программа наиболее полно совпадает с моими представлениями о предмете. Программа Б. М. Неменского включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия – часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным её украшением.

Если дать детям хорошие краски, большие листы бумаги,  большие кисточки  и при этом не бояться, что рисунок немного выйдет за границы бумаги, могут получиться вот такие красочные, оптимистичные, смелые работы.

 


[1] Б.М.Неменский и коллектив авторов. «Изобразительное искусство и художественный труд». Программы общеобразовательных учреждений. 1-9 классы. 3-е издание – М.: «Просвещение», 2007