Мировая художественная культура

С введением в программу основной школы предмета «Мировая художественная культура» или МХК не утихают споры о нужности этого школьного предмета. И аргумент о перегрузке детей весомый. Давайте рассмотрим аргументы тех, кто за предмет.

Неменский Борис Михайлович По справедливому утверждению народного художника РСФСР Бориса Михайловича Неменского, процесс освоения предшествующего опыта последующими поколениями осуществляется в науке и искусстве разными путями. В научных дисциплинах его содержание изучается, а в художественных - проживается. В результате, благодаря научным дисциплинам, формируется научно-теоретическое мышление человека, а предметы искусства способствуют развитию его эмоционально-образного мышления. Поэтому, принципиальным отличием художественного образования является опора на чувства и интеллект при тесном взаимодействии этих начал.

Такова специфика самого искусства (вспомним одно из свойств художественного образа - единство эмоционального и рационального). Такова особенность и художественного образования, где важно духовное "вызревание" читателя, зрителя, слушателя, специалиста-профессионала, педагога искусства, что может обеспечить ему целостная, непрерывная система художественного развития, непрерывный педагогически направленный процесс общения с произведениями искусства.

Мурзина Ирина ЯковлевнаПо мнению Мурзиной Ирины Яковлевны, доктора культурологии, профессора, зав.кафедрой культурологии Уральского государственного педагогического университета, первого руководителя Городской Ассоциации учителей МХК: "Наш предмет, пожалуй, единственный, где ребенок может быть самим собой, где он имеет право на собственный взгляд на вещи, где создается пространство для диалога с собой, друзьями и миром, а помогает ему в этом произведение искусства, где творчество - в понимании и приятии мира, в желании увидеть его ярче, красочнее, добрее".

Рапацкая Людмила АлександровнаИ эти аргументы весомы. К тому же, по МХК изданы прекрасно иллюстрированные учебники с лаконичными, хорошего уровня текстами.

Я работаю по учебникам Людмилы Александровны Рапацкой, которые мне особенно нравятся.  Содержание программного материала охватывает все периоды и процессы развития художественной культуры от первобытности до современности, акцентируя внимание на социокультурных доминантах каждой эпохи, ее основных художественных ценностях.